Все проекты нацелены на получение определенных результатов, то есть целей. Именно эти цели являются движущей силой проекта. И все усилия по реализации проекта предпринимаются для того, чтобы цели были достигнуты. При этом надо понимать, что цель проекта и цель продукта проекта – не одно и то же.
Разница между целями проекта и целями продукта
Цели продукта – это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта, являющаяся основным материальным или нематериальным результатом.
Цели проекта – это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами.
Например, цель проекта по созданию библиотеки в школе – это организация помещения с определенным количеством учебной литературы. Для достижения этой цели необходимо подобрать помещение, приобрести книги, нанять библиотекаря. Но это совсем не означает, что будут достигнуты цели продукта проекта – повышение заинтересованности учеников в чтении книг, расширение их кругозора и повышение уровня знаний.
Если вы хотите достичь цели продукта проекта, то необходимо подобрать удобное и просторное помещение, красиво его оформить, приобрести не только учебную литературу, но и познавательно-развлекательную, нанять энергичного библиотекаря, который сможет завлечь ребят. Это значит, что в проекте появятся дополнительные мероприятия и возможно увеличится бюджет.
Поэтому важно четко определять и цели проекта, и цели продукта проекта, причем в одинаковом понимании руководителя проекта и заказчика. Потому что достижение цели зависит от ее восприятия и понимания теми, кто ставит задачу, и теми, кто будет ее выполнять. А иначе можно построить «Пизанскую башню» или реализовать просто никому не нужный проект, не приносящий прибыли или удовлетворения заказчику.
Проект как комплекс взаимосвязанных целей
Одного и того же результата иногда можно добиться различными способами, да и результатов у одного проекта может быть множество. Это могут быть материальные объекты (продукция, здания, техника) и нематериальные (знания, опыт, услуги).
Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно опускаясь до наиболее детализированных целей и задач. Поэтому проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей, а продвижение проекта связано с достижением целей все более высокого уровня, пока не будет достигнута конечная цель.
Например, основной целью проекта может быть внедрение информационной системы управления предприятием. В этом случае некоторыми промежуточными целями являются:
- получение комплекса требований к системе;
- разработка проектной и технической документации;
- разработка программного обеспечения;
- ввод системы в действие.
Одной из наиболее распространенных методик целеполагания является методика SMART, которая состоит в формировании целей на основе использования критериев, выраженных чаще всего в цифровом значении, которым должны соответствовать цели, и которые однозначно понимаются всеми участниками проекта. Но это тема уже другой статьи.