Проект является сложным объектом, поэтому для эффективной реализации проектов необходима система управления, позволяющая достичь целей и запланированных результатов. И главным звеном в данной системе является руководитель проекта, или как его еще называют менеджер проекта (от англ. project manager).
Руководитель проекта — это лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами в рамках реализации проекта и распоряжению ресурсами. Руководитель проекта лично отвечает за достижение результата.
Компетенции руководителя проекта
Для эффективного управления проектами руководитель проекта должен обладать следующими компетенциями (знаниями):
- Проектный менеджмент, включая принципы, методы и инструменты управления проектами;
- Экономика и финансы организации;
- Менеджмент организации;
- Управление рисками;
- Методы мотивации персонала;
- Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу деятельности компании;
- Основы трудового законодательства и др.
Методы (такие как метод календарно-сетевого планирования и метод критического пути), а также инструменты проектного менеджмента значительно облегчают работу проектной команды. Они позволяют распределять ресурсы, планировать мероприятия и нивелировать риски. При этом методы проектного управления используются на всех этапах жизненного цикла проекта и во всех процессах управления проектами, т.е. управления:
- содержанием (работами);
- командой проекта;
- сроками;
- стоимостью;
- расходами и доходами;
- качеством;
- человеческими ресурсами;
- информацией внутри и вне проекта;
- заинтересованными сторонами, оказывающих воздействие на проект ;
- закупками требуемых товаров и услуг (включая поддержание формализованных отношений с продавцами);
- интеграцией и координацией процессов;
- рисками.
Таким образом, управление проектом требует результативного управления всеми его процессами с применением вышеуказанных функций управления. И чтобы достичь цели проекта с учетом установленных ограничений, руководитель проекта должен обладать знаниями во всех вышеперечисленных областях.
Подробнее о функциях руководителя проекта на разных стадиях жизненного цикла, можно прочитать в соответствующей статье.
Опыт управления проектами
Одним из главных требований к руководителю проекта является наличие опыта ведения проектов в разных сферах деятельности и наличие не менее 1-го завершенного проекта.
«Управление проектом – это процесс применения специальных знаний, методов и инструментов проектной деятельности для достижения цели проекта. А еще лучше, если результат превысит ожидания участников проекта».
Управление проектом включает в себя следующие функции, которые являются основой для формирования перечня обязанностей менеджера проекта:
- целеполагание;
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль;
- анализ и регулирование.
При этом менеджер проектов совершенно не обязан знать специфические особенности каждого процесса внутри проекта. Он должен использовать свой опыт и знания для подбора и наиболее эффективного распределения специалистов внутри проекта, а также для качественного взаимодействия со всеми участниками проектной деятельности (поставщиками, подрядчиками, проектировщиками, консультантами и другими).
«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» — Уолт Дисней
Дополнительные требования, предъявляемые работодателями к руководителю проекта в части опыта:
- Руководство коллективом сотрудников не менее 2-х лет;
- Ведение переговоров и взаимодействие с другими организациями;
- Организация и проведение внутренних совещаний;
- Организация и проведение закупочных процедур, заключение договоров;
- Планирование и контроль исполнения работ по проекту.
Общие требования к руководителю проекта
Требования к руководителю и менеджеру проектов при приеме на работу зависят от сферы деятельности компании. Однако широкораспространенными требованиями являются:
- Высшее образование;
- Опыт работы от 1 года (серьезные должности требуют более 3-х лет);
- Понимание принципов управления проектами (например, PMI)
- Хорошее знание сферы деятельности и ее рынка;
- Умение составлять документацию (техническую и проектную);
- Опыт руководства (в рамках проектных команд);
- Личностные качества (системное мышление, ответственность, коммуникабельность и гибкость).
Таким образом, хороший руководитель проекта – это руководитель, способный:
- эффективно управлять проектной командой, т.е. обладать лидерскими качествами и уметь разрешать конфликты;
- вести переговоры с другими участниками проекта и внешними заинтересованными сторонами;
- применять современные методы, а также инструменты управления проектами.
Как стать руководителем проекта
Чтобы стать руководителем проекта, нужно сначала научиться управлять проектами. А для этого нужно получить соответствующие знания в области проектного менеджмента. Это можно сделать разными способами:
- Получить высшее профильное образование (во многих вузах есть дисциплины, изучающие проектно-ориентированное управление).
- Пройти обучение и получить сертификат в представительстве одной из профессиональных организаций по управлению проектами, таких как:
- Американский институт управления проектами (PMI — Project Management Institute), есть Московское отделение PMI, имеющее филиалы в Екатеринбурге, Уфе, Перми, Челябинске и Казани;
- Международная ассоциация управления проектами (IPMA -International Project Management Association);
- Российская ассоциация управления проектами («Совнет»), являющаяся ассоциированным членом IPMA.
- Закончить курсы по управлению проектами в т.ч. онлайн курсы по основам проектной деятельности, получив официальный сертификат менеджера проекта;
- Периодически посещать мастер-классы у руководителей проектов и опытных специалистов.
- Для управления небольшими проектами можно самостоятельно изучить основы проектного управления и применять их на практике.
Однако недостаточно иметь сертификат проджект-менеджера, нужно еще получить опыт реализации проектов, начиная с малых проектов.
Руководителями проектов вырастают снизу, постепенно набирая знания и опыт:
- Можно начать со стажера – помощника проектной команды. При этом важно слушать, запоминать и наблюдать за действиями других сотрудников, анализируя их.
- Усвоив максимум полезной информации и научившись применять ее на практике, можно стать помощником руководителя проекта или администратором проекта. В данной должности важно не просто исполнять указания руководителя, но и генерировать идеи, которые помогут повысить эффективность реализации проекта.
- Руководителем проекта можно стать уже через 2-3 года, приобретя:
- знания и опыт проектного управления;
- лидерские качества;
- дипломатические навыки;
- способность осуществлять контроль и корректировать в случае необходимости;
- умение делегировать полномочия и обучать подчиненных сотрудников.
Требования к руководителю проекта высокие, но вполне понятные: умение управлять людьми и процессами, а также иметь лидерские качества и опыт ведения проектов, подкрепленный соответствующим знаниями.
Профессия руководителя проекта сложная, но очень интересная в силу неповторяемости каждого проекта, уникальности полученных результатов и постоянно накапливающихся знаний и опыта, применимых в любых даже жизненных ситуациях.