Руководитель проекта и требования к нему

Руководитель проекта

Проект является сложным объектом, поэтому для эффективной реализации проектов необходима система управления, позволяющая достичь целей и запланированных результатов. И главным звеном в данной системе является руководитель проекта, или как его еще называют менеджер проекта (от англ. project manager).

Руководитель проекта — это лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами в рамках реализации проекта и распоряжению ресурсами. Руководитель проекта лично отвечает за достижение результата.

Компетенции руководителя проекта

Для эффективного управления проектами руководитель проекта должен обладать следующими компетенциями (знаниями):

  • Проектный менеджмент, включая принципы, методы и инструменты управления проектами;
  • Экономика и финансы организации;
  • Менеджмент организации;
  • Управление рисками;
  • Методы мотивации персонала;
  • Законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие сферу деятельности компании;
  • Основы трудового законодательства и др.

Методы (такие как метод календарно-сетевого планирования и метод критического пути), а также  инструменты проектного менеджмента значительно облегчают работу проектной команды. Они позволяют распределять ресурсы, планировать мероприятия и нивелировать риски. При этом методы проектного управления используются на всех этапах жизненного цикла проекта и во всех процессах управления проектами, т.е. управления:

  • содержанием (работами);
  • командой проекта;
  • сроками;
  • стоимостью;
  • расходами и доходами;
  • качеством;
  • человеческими ресурсами;
  • информацией внутри и вне проекта;
  • заинтересованными сторонами, оказывающих воздействие на проект ;
  • закупками требуемых товаров и услуг (включая поддержание формализованных отношений с продавцами);
  • интеграцией и координацией процессов;
  • рисками.

Таким образом, управление проектом требует результативного управления всеми его процессами с применением вышеуказанных функций управления. И чтобы достичь цели проекта с учетом установленных ограничений, руководитель проекта должен обладать знаниями во всех вышеперечисленных областях.

Подробнее о функциях руководителя проекта на разных стадиях жизненного цикла, можно прочитать в соответствующей статье.

Опыт управления проектами

Одним из главных требований к руководителю проекта является наличие опыта ведения проектов в разных сферах деятельности и наличие не менее 1-го завершенного проекта.

 «Управление проектом – это процесс применения специальных знаний, методов и инструментов проектной деятельности для достижения цели проекта. А еще лучше, если результат превысит ожидания участников проекта».

Управление проектом включает в себя следующие функции, которые являются основой для формирования перечня обязанностей менеджера проекта:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • анализ и регулирование.

При этом менеджер проектов совершенно не обязан знать специфические особенности каждого процесса внутри проекта. Он должен использовать свой опыт и знания для подбора и наиболее эффективного распределения специалистов внутри проекта, а также для качественного взаимодействия со всеми участниками проектной деятельности (поставщиками, подрядчиками, проектировщиками,  консультантами и другими).

«Из всего, что я делал в жизни, самым важным я считаю управление талантливыми людьми, которые работали на нас, направление их к нужной цели» — Уолт Дисней

Уолт Дисней

Дополнительные требования, предъявляемые работодателями к руководителю проекта в части опыта:

  • Руководство коллективом сотрудников не менее 2-х лет;
  • Ведение переговоров и взаимодействие с другими организациями;
  • Организация и проведение внутренних совещаний;
  • Организация и проведение закупочных процедур, заключение договоров;
  • Планирование и контроль исполнения работ по проекту.

Общие требования к руководителю проекта

Требования к руководителю и менеджеру проектов при приеме на работу зависят от сферы деятельности компании. Однако широкораспространенными требованиями являются:

  • Высшее образование;
  • Опыт работы от 1 года (серьезные должности требуют более 3-х лет);
  • Понимание принципов управления проектами (например, PMI)
  • Хорошее знание сферы деятельности и ее рынка;
  • Умение составлять документацию (техническую и проектную);
  • Опыт руководства (в рамках проектных команд);
  • Личностные качества (системное мышление, ответственность, коммуникабельность и гибкость).

Таким образом, хороший руководитель проекта – это руководитель, способный:

  • эффективно управлять проектной командой, т.е. обладать лидерскими качествами и уметь разрешать конфликты;
  • вести переговоры с другими участниками проекта и внешними заинтересованными сторонами;
  • применять современные методы, а также инструменты управления проектами.

Как стать руководителем проекта

Чтобы стать руководителем проекта, нужно сначала научиться управлять проектами. А для этого нужно получить соответствующие знания в области проектного менеджмента. Это можно сделать разными способами:

  1. Получить высшее профильное образование (во многих вузах есть дисциплины, изучающие проектно-ориентированное управление).
  2. Пройти обучение и получить сертификат в представительстве одной из профессиональных организаций по управлению проектами, таких как:
    • Американский институт управления проектами (PMI — Project Management Institute), есть Московское отделение PMI, имеющее филиалы в Екатеринбурге, Уфе, Перми, Челябинске и Казани;
    • Международная ассоциация управления проектами (IPMA -International Project Management Association);
    • Российская ассоциация управления проектами («Совнет»), являющаяся ассоциированным членом IPMA.
  3. Закончить курсы по управлению проектами в т.ч. онлайн курсы по основам проектной деятельности, получив официальный сертификат менеджера проекта;
  4. Периодически посещать мастер-классы у руководителей проектов и опытных специалистов.
  5. Для управления небольшими проектами можно самостоятельно изучить основы проектного управления и применять их на практике.

Однако недостаточно иметь сертификат проджект-менеджера, нужно еще получить опыт реализации проектов, начиная с малых проектов.

Руководителями проектов вырастают снизу, постепенно набирая знания и опыт:

  1. Можно начать со стажера – помощника проектной команды. При этом важно слушать, запоминать и наблюдать за действиями других сотрудников, анализируя их.
  2. Усвоив максимум полезной информации и научившись применять ее на практике, можно стать помощником руководителя проекта или администратором проекта. В данной должности важно не просто исполнять указания руководителя, но и генерировать идеи, которые помогут повысить эффективность реализации проекта.
  3. Руководителем проекта можно стать уже через 2-3 года, приобретя:
  • знания и опыт проектного управления;
  • лидерские качества;
  • дипломатические навыки;
  • способность осуществлять контроль и корректировать в случае необходимости;
  • умение делегировать полномочия и обучать подчиненных сотрудников.

Требования к руководителю проекта высокие, но вполне понятные: умение управлять людьми и процессами, а также иметь лидерские качества и опыт ведения проектов, подкрепленный соответствующим знаниями.

Профессия руководителя проекта сложная, но очень интересная в силу неповторяемости каждого проекта, уникальности полученных результатов и постоянно накапливающихся знаний и опыта, применимых в любых даже жизненных ситуациях.

Like this post? Please share to your friends:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: