Функции руководителя проекта на разных стадиях жизненного цикла

Руководитель проекта

 

Самая главная проектная роль — это руководитель проекта. Функции руководителя проекта напрямую зависят от функций управления проектами.

Управление проектом, как процесс применения знаний о проектном менеджменте, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью достижения результатов, включает в себя следующие функции:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль;
  • анализ и регулирование.

Данные функции управления, которые можно назвать функциями руководителя проекта, используются на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Функции руководителя проекта на разных стадиях жизненного цикла

Стадия инициации проекта

На стадии инициации проекта основная функция руководителя проекта – это грамотная постановка целей и промежуточных результатов.

Кроме того он должен собрать проектную команду, члены которой будут разделять идеи и цели проекта и нести ответственность за свою работу.

Также на данной стадии руководителем проекта выполняются следующие функции:

  • обоснование актуальности проекта;
  • формирование стратегии;
  • определение основных этапов реализации;
  • согласование содержания проекта с заказчиком.

Стадия планирования

На этапе планирования руководитель проекта должен определить:

  • сроки реализации проекта;
  • бюджет и источники финансирования;
  • необходимые материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы;
  • перечень работ по проекту.

На базе методологии календарно-сетевого планирования составляется план-график выполнения работ, который показывает структуру взаимосвязанных работ и длительность их выполнения. Также в плане-графике можно отразить ответственных исполнителей и затраты с привязкой к конкретным работам. Наиболее известными инструментами календарно-сетевого планирования являются программы Microsoft Project, OpenProj, ProjectLibre, GanttProject и др.

Однако на данном этапе важно не только составить план, но и организовать выполнение всех работ, а также взаимодействие участников проекта.

Не менее важным моментом является обозначение правил информационного обмена и регламента работы проектной команды.

Также необходимо продумать систему мотивации сотрудников с целью обеспечения их заинтересованности в результате и качественном выполнении работ.

Для избежания лишних проблем в ходе реализации проекта следует разработать мероприятия по уменьшению рисков и определить триггеры их наступления.

Стадия исполнения

На этапе исполнения основная функция руководителя проекта состоит в том, чтобы организовать  работу с внешними исполнителями в рамках договоров и контролировать ход выполнения работ.

При возникновении проблем или нестандартных ситуаций руководитель проекта должен принять грамотное решение. Последствиями решений могут быть корректировка плана, ресурсов и даже промежуточных целей проекта.

Основными параметрами контроля являются:

  • качество выполнения работ,
  • сроки выполнения;
  • бюджет проекта;
  • мероприятия по уменьшению рисков.

Чаще всего источниками проблем, с которыми сталкиваются менеджеры проектов, являются:

  • работа в условиях неопределенности, постоянные изменения;
  • недостаточное качество и эффективность исполнения работ;
  • несогласованность в действиях отдельных участников проекта;
  • неэффективное управление ресурсами;
  • дублирование действий;
  • неэффективное использование специалистов узкого профиля;
  • отсутствие системы оперативной отчетности;
  • отклонение от расписания: поздние завершения и задержки с сопутствующими перерасходами средств и выплатами неустоек, предусмотренных контрактом.
  • наличие конфликтных ситуаций, как следствие распределения ресурсов внутри проекта и между проектами.

Таким образом, управление направлено на то, чтобы в условиях неопределенности достигнуть требуемого результата за определенное время с ограниченными ресурсами.

Стадия завершения проекта

На стадии завершения проекта руководитель проекта подводит итоги, анализирует достигнутые результаты, а также формирует отчетные документы для заказчика проекта.

Важным моментом также является формирование базы данных и базы знаний по проектной деятельности с учетом возникающих проблем, способов их решения и полученных результатов. Данная информация способствует повышению качества реализуемых в дальнейшем проектов, а также их эффективности.

Все функции управления проектом  неразрывно связаны со всеми процессами управления (управление содержанием, сроками, стоимостью, качеством, человеческими ресурсами, заинтересованными сторонами, рисками и другими).

Таким образом, управление проектом требует результативного управления всеми его процессами с применением вышеуказанных функций управления. И чтобы достичь цели проекта с учетом установленных ограничений, руководитель проекта должен обладать знаниями во всех вышеперечисленных областях.

Like this post? Please share to your friends:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: